Дорога на Джилы-су

Здесь рассматриваются варианты маршрутов от Кисловодска до Джилы-су, чтобы добраться в Джилы-су самостоятельно.

От Пятигорска есть два варианта пути:

1. Кисловодск — Индустрия — Кичи-Балык — Долина нарзанов и далее по маршрутам;

2. Залукокоаже — Псынадаха — Малка (поворот направо) — Сармаково — Каменномостское — Кичмалка — плато Аурсентх — Долина нарзанов и далее по маршрутам.

От Нальчика можно добраться до Малки и свернуть налево.

1-й маршрут проходит через турбазу «Долина Нарзанов». Дальше дорога идёт по левому берегу реки Малка, мимо горы Харбас, нужно свернуть на развилке налево, в долину реки Харбас. Затем пересечь реку и ехать до горы Тузлук, за которой опять развилка. Здесь выполнить поворот налево и спуститься к Малке, переправиться через неё и выйти к тёплому источнику Джилы-су.

Именно этот маршрут сейчас асфальтируют в рамках проекта развития Северного Приэльбрусья. Половину пути от Кисловодска дорога очень хорошая, но дальше доступна лишь полноприводным автомобилям. Путь этот самый короткий, но и самый извилистый, с большим суммарным набором высоты и максимальным уклоном в гору. Самый большой уклон (больше 31%) вас ждёт на подъёме в конце пути. Большую опасность таит и рыхлое покрытие этого участка, и большие валуны. Если ваш автомобиль не может преодолеть этот участок, то можно разбить лагерь внизу и подниматься к тёплым ваннам пешком.

Если вы всё же доедете до вершины, то наверху вас встретят сомнительные личности, которые предложат платное место для стоянки. Дальше находится лагерь МЧС, где стоянки бесплатные, но по этому маршруту туда не добраться, т.к. дорогу и мост через Малку смыло селем в 2006 году. Туда при желании можно добраться пешком, чтобы полюбоваться серебряным источником, каменными грибами, аэродромом и прочими красотами Джилы-су.

Для этого нужно пересечь ветхий мостик и подняться вверх по склону 60 метров. Следуя далее по извилистой дороге примерно 3 км, можно выйти на открытое место у реки. Лагерь МЧС будет на другой её стороне, примерно в 2 км. Пройдя немного вниз по течению, вы увидите небольшой мостик и сможете перебраться на другую сторону.

2-й маршрут частично похож на первый, но ответвляется от него после горы Тузлук. Здесь на развилке дорога уходит влево – в долину Малки (маршрут №1) и вправо — вдоль горы Сирх (маршрут №2). Дорога на Сирх очень узкая, только на середине пути есть место, где могут разойтись два автомобиля. Зато сверху открывается потрясающий вид на урочище Джилы-су. Спуск с горы также таит в себе опасность в мокрое время года. Дорожное покрытие состоит из мелкого сланца, и он при намокании может «поплыть» вниз.

Качество дороги данного маршрута гораздо хуже, но она ведёт прямо в лагерь МЧС с бесплатными стоянками и многочисленными красотами. Этот путь для тех, кто хочет полюбоваться природой, а так же для велосипедистов и альпинистов.

Спустившись с горы Сирх, вы окажетесь у брода через реку Кызылкол. Велосипедисты могут перейти по подвесному мостику, описанному в 1-м маршруте. Автомобилистам придётся рискнуть, перебираясь через брод, но надо успеть к определённому времени. Летом он непроходим с 11 до 18 часов, т.к. при таянии ледников река увеличивается в размерах.

Если вы хотите доехать до «тёплых источников» по данному маршруту, то после спуска с горы Сирх можно свернуть налево. Дорога здесь петляет и идёт резко вниз. Здесь можно вплотную подъехать к тёплым ваннам (они будут на противоположном берегу Малки) и бесплатно разбить лагерь. До источников 5-10 минут ходьбы.

3-й маршрут более выгодный для велосипедистов чем предыдущий, т.к. перепад высот очень мал. Он повторяет маршрут №2, но идёт в обход ущелья реки Харбас. Один из минусов этого пути – очень плохая дорога на спуске к реке Ингушли и подъёме из её долины. Если свернуть на 47-м км налево, то можно попасть в долину реки Харбас (маршрут №2). На 59-м км дорога влево ведёт к Джилы-су.

4-й маршрут наименее известный. Он длинней остальных маршрутов на 40 км, но, зато, первую половину пути можно проехать по хорошей дороге, без резких подъёмов, спусков и петляния. От Кисловодска до перевала Гумбаши ведёт асфальтированная дорога. Здесь строят новый курорт «Мара». На перевале повернуть налево и держать курс на Эльбрус. По горному гребню добраться на плато Бечасын и держать курс до бывшего Бечасынского Сырзавода. Здесь на развилке свернуть влево. На 90-м км опять развилка – повернуть вправо на Джилы-су. Через 5 км на очередной развилке повернуть налево, а через 4 км – опять взять влево на невзрачную дорогу и спуститься к реке Ингушли.

Дорога здесь ужасная, но проехать в сухую погоду реально. Перебраться вброд через Ингушли, подняться вверх по болотистой местности и выехать на плато к бывшему менгиру. В дождливую погоду этот маршрут почти непроходим, поэтому оптимально его использовать велосипедистам из-за самого маленького суммарного набора высоты. От менгира повторяются предыдущие маршруты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

seventy four − sixty eight =