В месте, где автомобильную дорогу Кисловодск–Джилы-су, пересекает река Харбаз, находятся развалины старинной крепости. Сама крепость расположилась на сравнительно небольшом каменном основании, она как бы утоплена на нем. И сейчас, когда от нее остались лишь каменные развалины, с трассы совершенно незаметна. Впрочем, учитывая вероятную высоту ее стен (исходя из наличия имеющихся камней не превышающую 6-7 метров) она вряд ли была заметна и в те времена, когда была сооружена и функционировала.

Первое впечатление, когда поднимаешься на каменный выступ, что перед тобой хаотичная груда камней, непонятно каким образом исторгнутая из земли. И только взгляд сверху позволяет разглядеть закономерность в насыпях и их функциональную расположенность. Само сооружение представляет из себя нечто вроде круга – отнюдь не идеального, а повторяющего изгибы каменного основания, более того: в некоторых местах изгибающегося во внутрь непонятно с какой целью.

Внутри него (длина окружности около 65 метров) имеется ряд помещений (можно назвать их комнатами) различной площади, расположенных строго по периметру и опоясывающих находящееся в центре. Это своего рода зал, в центре которого расположен большой плоский камень.

Помещения, идущие по периметру, разновеликие: есть совсем маленькие (круглые, площадью 5-6 квадратных метров), в которых угадываются места для хранения чего-то, скорее всего это резервуары для воды; есть в 2-3 раза побольше и одно совсем большое, равное залу. Всего их девять. По нагромождению камней (их больше по краям, чем в центре) можно сделать еще один предварительный вывод: внешние стены были значительно выше, чем внутренние перегородки, отчего получается, что крыша поддерживалась деревянными столбами.

Чем же отличается эта крепость от множества других? Тем, что в ней живут духи прошлого. Это может проверить каждый, кто прихватит с собой варган – язычковый музыкальный самозвучащий инструмент, один из древнейших в мире, в котором на каркасе закреплен свободно двигающийся металлический язычок. Издревле считалось, что низкочастотные вибрации этого музыкального инструмента притягивают духов, способствуют общению с теми, кто жил до нас.

Впрочем, скажем и о том, что варганы причисляют к классу инструментов самогипноза, а при гипнозе, как известно, возникают реакции, несвойственные при обычном состоянии.

Котляров В.Н.

http://viktorkotl.livejournal.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

eight + two =